Главная
Регистрация
Вход
Пятница
03.05.2024
01:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

 Средства получения и преобразования пер­вичной информации. Классификация 

Раздел 3. Измерительные преобразователи (датчики)
Тема 3.1. Средства получения и преобразования первичной информации
Вопросы:
2. Классификация датчиков.
3. Типы дат­чиков, используемых в технологических процессах машиностроения
4. Элементы автоматики

Вопрос 1.  Датчики: основные понятия

Первичными преобразователями называют преобразователь, который устанавливают в технологическое оборудование и который первым  принимает значение контролируемого параметра, преобразуя его в информацию,  передаваемую следующим преобразователям или средствам ее использования.

Информация вырабатывается в таком виде, который не поддается  непосредственному восприятию наблюдателя, но является удобной для  ее хранения, передачи и преобразования. Первичные преобразователи  служат для получения первичной информации о состоянии технологического процесса в системах автоматизации и применяются в автоматизированных системах управления технологическими процессами (Рис.1). 


Рис.1. Контроль разрыва ленты емкостным датчиком

Датчиком называют устройство, воспринимающее изменение параметра контролируемой величины и преобразующее это изменение в выходной сигнал. Датчики характеризуются входной и выходной величинами сигнала. 


Рис.2. Контроль уровня сыпучих веществ емкостными датчиками

Входная величина – это величина, воспринимаемая и преобразуемая датчиком, например линейное перемещение частей станков, давление в гидро- или пневмосистеме, ток, напряжение, уровень сыпучих веществ (Рис.2 ) и др. параметрические величины. 

Выходной сигнал – это определённое качественное или количественное изменение входной величины используемое для передачи на исполнительное или промежуточное звено.

Датчик – устройство, воспринимающее сигналы и внешние воздействия и реагирующее на них, т.е. это преобразователь физической величины (часто неэлектрической) в электрический сигнал. Датчик – измерительное устройство, обеспечивающее преобразование значения физической величины в однозначно соответствующие этому значению характеристики электрического сигнала или информационный сигнал (например: термоэлектронный, давления, расхода).

Общее назначение датчиков – реакция на определенное внешнее физическое воздействие и преобразование его в электрический сигнал, совместимый с измерительными схемами или информационные сигналы. Любой датчик – преобразователь энергии. Вне зависимости от типа измеряемой величины всегда происходит передача энергии от исследуемого объекта к датчику. Работа датчика – это особый случай передачи информации, а любая передача информации связана с передачей энергии.

Преобразователь – часть датчика, конвертирующая один тип энергии в другой.

Естественный сигнал - сигнал активного первичного преобразователя или изменение характеристик измеряемого сигнала в цепи первичного пассивного преобразователя.

Унифицированный сигнал – пропорциональное значению ФВ значение определенного вида (ток, напряжение) выходного сигнала преобразователя, в определенным диапазоне его возможных изменений (например: ток в диапазоне 4-20мА, напряжение в диапазоне ±5В или 0-10В).

Формат выходного сигнала – это набор его характеристик:
- напряжение, ток или заряд,
- значение, амплитуда, частота, фаза или цифровой код.

Каждый датчик характеризуется наборами: входных параметров (любой физической природы) и выходных электрических параметров (Рис.3).


Рис. 3. Индуктивные датчики перемещения и положения для промышленной автоматизации SICK

Чувствительный элемент (для датчика прямого действия) – первичный преобразователь обеспечивающий преобразование внешнего воздействия в электрический сигнал. 

В качестве чувствительного элемента выбирается элемент или устройство, обладающее следующими свойствами:
- высокая линейность преобразования измеряемой физической величины в максимально широком диапазоне ее изменения,
- воспроизводимость результата в одинаковых условиях измерения,
- высокая стабильность преобразования:
- минимальная зависимость преобразования от значений физической величины и окружающей среды,
- незначительная скорость деградации физических свойств элемента,
- простота конструктивной и технологической защиты элемента от неблагоприятных воздействий измеряемой ФВ и окружающей среды,
- высокая технологичность (дешевизна) изготовления.

В состав датчика входит один или несколько преобразователей. Например, в состав химического датчика могут входить два преобразователя, один из которых конвертирует энергию химических реакций в тепло, а другой, термоэлемент, преобразовывает полученное тепло в электрический сигнал.

Составной датчик -  датчик содержащий несколько преобразователей.

Датчик прямого действия – построен на физическом явлении, позволяющем проводить непосредственное преобразование энергии внешнего воздействия в электрические сигналы.

Вопрос 2. Классификация датчиков

Для автоматизации металлорежущих станков применяют различные датчики, которые можно разделить по следующим признакам:

1. По входной величине, реагирующей на изменяющийся параметр процесса: путевые, размерные, силовые и скоростные. 
Путевые дают входной сигнал тогда, когда движущаяся часть станка (суппорт, стол и др.) подойдёт в заранее заданное положение и воздействует на вход датчика; размерные – когда измеряемая поверхность детали получит заранее заданную величину или воздействует на вход датчика; силовые – когда усилие в соответствующем механизме станка, в гидравлической или пневматической системах достигнет заранее заданной величины и воздействует на вход датчика; скоростные – когда скорость движения детали или узла станка достигнет определённого значения и воздействует на вход датчика
                                                                                                     


                                                                                                                               Рис. 4. Датчик линейных размеров с интерфейсом RS-485. 

2. По выходному сигналу: механические, электрические, фотоэлектрические (Рис.5), пневматические, гидравлические и комбинированные.

    

Рис.5. Фотоэлектрические датчики                  Рис.6. Индуктивные датчики                                       Рис.7. Емкостные датчики

3. По принципу действия – электроконтактные, индуктивные (Рис.6), ёмкостные (Рис.7).

4. По характеристике измерения датчики могут быть:

 - абсолютными - определяют внешний сигнал в абсолютных физических единицах, не зависящих от условий проведения измерений, например – термистор – его электрическое сопротивление напрямую зависит от абсолютной температуры по шкале Кельвина,
- относительными – определяют внешний сигнал относительно только определенных условий использования, например – термопара.

5. По эксплуатационной характеристике могут быть:
         -бесконтактными  – не имеющими непосредственной связи с объектом,
         -другими: поверхностными и т.д.

6. По конструктивному исполнению датчики могут быть:
         -наружными, 
         -встроенными.

Вопрос 3. Типы дат­чиков, 
используемых в технологических процессах машиностроения

1). Путевые датчики

Механические путевые дат­чики. Они представляют со­бой упоры и длиноограничители, которые устанавли­вают на станине для ограни­чения перемещения движу­щихся частей станка (Рис.8). 



Рис.8. Упор токарного станка

Точность работы по упорам колеблется в пределах 0.04-0.002 мм.



Рис. 9. Конструкции упоров


Рабочие поверхности упоров закаливают. Упоры бывают однопозиционные (рис.9, а) и многопозиционные (рис.9,г) с микрометрическим устройством для точной установки упора (рис. 9, б) и с индикаторами (рис. 9, в).

В многопозиционном упоре корпус 6 закрепляют на станине планкой 7 и двумя болтами 5 . В поворотный диск 3 ввернуты четыре установочные винта 8 которые после настройки на длину контрятся гайками 9. В диск 3 запрессована втулка 10, насаживаемая на ось вращения 11. Для смены позиции оттягивают фиксатор Л находящийся под действием пружины 2, и выводят его из втулки 4, запрессованной в корпус 6. После поворота диска на одну полицию фиксатор автоматически заскакивает в следующую втулку 4.

При соприкосновении движущихся частей станка с упором в цепи привода возрастает усилие. Как только оно превзойдет определенную величину, исполнительное звено срабатывает (например, падающий червяк в токарном станке или различные муфты). Иногда упоры воздействуют на систему рычагов (промежуточное звено), а через них на исполнительное звено.


Электроконтактные путевые датчики. Их применяют для замыкания и размыкания электрической цепи управления в момент до­стижение движущейся частью станка заданного положения.

Контакты изготовляют из материалов, обладающих малыми электрическим сопротивлением, эрозией и коррозией. Эрозия получается при замыкании и размыкании контакта за счет дуги, об­разующейся между ними, и за счет перевеса материала с одного контакта (анода) на другой (катод) при работе в цепях постоян­ного тока. Коррозия - образование значительных оксидных. суль­фидных и других пленок на поверхности контактов, приводящих к разрушению контактной поверхности. Контакты изготовляют из серебра, меди, золота, вольфрама, молибдена, палладия, никеля, тантала и др. Вышеуказанные датчики имеют сравнительно боль­шую инерционность, так как для включения замыкающихся кон­тактов, подающих выходной сигнал, необходимо переместить кон­тактный мостик на 7—13 мм, на что затрачивается много времени, а потому такие выключатели применяют при больших скоростях перемещения (более 0,4 м/мин).

При монтаже датчиков для надежной эксплуатации их необхо­димо. чтобы усилие, приводящее шток в движение, было направле­но вдоль его оси. Допускается использование датчика и при на­правлении усилия под углом к оси штока. Если упор движется со скоростью до 12 м/мин, то угол должен быть не более 30°, а при скорости кулачка или другого набегающего упора до 60 м/мин угол не более 15°. При медленном движении частей станка (до 0,4 м/мин) и при требованиях повышенной точности изменения по­ложения частей станка, остановки, направления движения и др. (до 0,05 мм) применяют путевые переключатели мгновенного дей­ствия (рис. 9,в). При небольших перемещениях частей станка шток датчика должен также иметь очень малое перемещение. 

Кроме двухконтактных в некоторых устройствах приме­няют многопозиционные электроконтактные датчики. 


Рис.10. Трёхпозиционный электроконтактный датчик

Шток  1 перемещается в направляющих втулках 8,  расположенных в корпусе 12. На штоке 1 закреплены хому­тики 7 и 11, воздействую­щие на контактные рычаги 6 и 9, контакты которых могут за­мыкаться контактами 2, 3 и 4, регулируемые винтами. Пру­жина 10 создает определенное усилие на штоке 1. Рычаг 5 служит арретиром. Датчик имеет четыре положения для передачи сигнала,  когда упор не нажимает на шток 1,  замкнут контакт 2, контакты 3 и 4 разомкнуты; при незначительном перемещении што­ка 1 под воздействием упора контакт 2 размыкается, контакты 3 и 4 остаются разомкнутыми; при дальнейшем перемещении штока 1 под воздействием упора контакт 4 замыкается, а контакты 2 и 3 остаются разомкнутыми; при продолжающемся движении штока 1 под воздействием упора контакт 2 остается разомкнутым, контакт 3 замыкается.

Многопозиционные датчики сложнее в изготовлении, эксплу­атации и значительно дороже двухконтактных. Путевые электроконтактные датчики имеют пределы измерения 0—25 мм с предельной погрешностью до ±0,5 мкм.

Индуктивные путевые датчики. При большой ча­стоте включений и выключе­ний электроконтактные дат­чики быстро теряют точ­ность и выходят из строя, поэтому их заменяют бес­контактными, в частности индуктивными, которые зна­чительно увеличивают точ­ность измерения.

Индуктивные датчики широко применяют в копи­ровальных устройствах ме­таллорежущих станков, а также для точных измере­ний величин в системах ав­томатического контроля и отсчета. Пределы измере­ний индуктивных датчиков 0-0,8 мм при предельной погрешности измерений до -0,3 *мкм.

Они работают на токе промышленной частоты, длительно экс­плуатируются и дешевы в изготовлении.



  

                                                                                Рис.11. Индуктивный датчик

Индуктивный датчик (рис. 11, а) имеет две катушки 1 и 3 с об­мотками. Между катушками расположен якорь 2, находящийся под воздействием штока 4. Первичные обмотки катушек включены по­следовательно и питаются переменным током. Вторичные обмотки включены встречно, поэтому, когда якорь находится в среднем по­ложении, напряжение на выходе датчика равно нулю. При переме­щении якоря (рис. 11, б) воздушный зазор 6 у одной катушки уве­личивается, у другой уменьшается. При этом изменяются магнит­ные потоки Ф и с ними индуктивные сопротивления и токи в катушках. Катушки z1 и z2 включенные в мостовую схему (рис. 11, в) V. являются ее плечами, а катушки z1 и z2 выполняют компенса­ционную роль. При смещении якоря от середины нарушается сим­метричность плеч моста — в систему поступает электрический сиг­нал, величина которого указывается измерительным прибором И, включенным в схему. При изменении зазора изменяется и его со­противление, а следовательно, и индуктивность катушки и ток.

Повысить чувствительность индуктивных датчиков можно при уменьшении магнитного сопротивления в воздушном зазоре. Для этого увеличивают количество рабочих граней, т. е. создают полюс­ные наконечники на сердечниках и якоре не плоской, а зубчатой формы. Одновременная работа нескольких зубцов повышает чув­ствительность датчика. Так, например, сердечники 1 и 3 (рис. 11, а) установлены так, что их зубцы сдвинуты на толщину зубца яко­ря 2. При перемещении зубцы якоря, приближаясь к зубцам одно­го сердечника, удаляются от зубцов другого. Равновесие электро­схемы в плечах моста, куда включены обмотки z1 и z2 нарушается. Когда величина зазора Ь между гранями зубцов якоря в обоих сер­дечниках будет одинакова, наступает равновесие (нулевое значе­ние тока), которое при перемещении якоря вдоль сердечников бу­дет повторяться через каждый шаг Т определяемый размером зуб­ца и впадины.

В остальных поло­жениях якоря величина тока будет изменяться соответственно степени разбаланса датчика. Максимальное значе­ние тока соответствует максимальной величи­не разбаланса. Это по­зволяет подсчитать ко­личество пройденных шагов, используя им­пульсы тока, а также установить якорь в ну­левое положение с вы­сокой точностью.

Гидравлические и пне­вматические путевые датчи­ки. В гидравлических систе­мах изменением величины и направления потока рабо­чей жидкости (масла) к ис­полнительному звену регу­лируют работу механизмов. Датчиками гидравлических систем служат золотники.


Рис.12. Гидравлический датчик-золотник

Гидравлический датчик  золотник (рис. 12) позволя­ет изменять направление жидкости, поступающей в | одну или другую полость исполнительного звена (силового цилиндра), либо от одного ис­полнительного звена к другому. Когда движущаяся часть станка нажмет на рычаг 10, он поворачивается вокруг оси 1 и тянет влево плунжер 6. При этом жидкость, нагнетаемая в трубопровод 7 и ра­нее подававшаяся через камеру в канал 3, изменит направление и начнет поступать в канал 4, так как канал 3 перекроется плунже­ром. Чтобы при перекрытии каналов избежать больших гидравли­ческих ударов, в золотнике предусмотрено устройство, замедляю­щее ход плунжера. Это устройство состоит из камеры с полостью а, трубопровода 2 и дросселя 5, заполненных маслом. Резкому движе­нию плунжера препятствует масло, перекачиваемое из полости а в полость б плунжером при движении влево, из полости, б в по­лость а, при движении плунжера вправо. Сопротивление движе­нию плунжера регулируется дросселем 5. На рычагах 10 и 9 име­ются скосы, чтобы при повороте рычага 10 рычаг 9 легче отжимал­ся вниз, а затем под действием пружины 8 вновь поднимался вверх, фиксируя рычаг 10 в повернутом положенииПневматические путевые датчики изменяют направление пото­ка воздуха, чтобы закрыть или открыть доступ воздуху к исполни­тельному звену. Такие датчики, аналогично гидравлическим, вы­полняют в виде золотников, кранов и клапанов.


Рис.13. Пневматический датчик

Многие пневматические датчики полностью срабатывают лишь при значительных перемещениях частей станка (10—13 мм). На рис. 13 приведена конструкция датчика, срабатывающего при пе­ремещении на 1—1,5 мм. Движущаяся часть станка перемещает шток 6 вправо или вле­во. В положении, пока­занном на рисунке, воздух из магистрали через каналы 1, 3, 4 поступает к исполни­тельному звену. Кана­лы 11, 9, 8, сообщаю­щиеся с атмосферой, перекрыты шариковым клапаном 10. При пе­ремещении штока 6 влево плунжер 5 и ша­риковый клапан 2 под действием пружины опускаются вниз, а плунжер 7 и клапан 10, сжимая пружину, под­нимается вверх. При этом перекрывается ка­нал 3 и прекращается подача воздуха из ма­гистрали, а через ка­налы 4, 11, 9, 8 воздух выходит в атмосферу.

Вернуться на тему 2.3 

[перейти на тему 3.1. лист 2]

 [перейти на тему 3.1 лист 3] 

Перейти на тему 3.2

СОДЕРЖАНИЕ



Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz